Обзор бизнес-климата Азербайджана

12 февраля 2014
Азербайджан: общая характеристика делового климата, налогообложение юрлиц, свободные зоны и промышленные парки, права инвестора и инвестиционная деятельность, перечень нормативных актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОГО КЛИМАТА

Государственная регистрация.

В государственный реестр юридических лиц внесена общая информация о юридических лицах и их учредителях. Согласно положениям Гражданского кодекса Азербайджанской Республики государственный реестр юридических лиц объявлен открытым, и каждая заинтересованная сторона может получить копии документов, поданных для регистрации.

В соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 25 октября 2007 года № 2458 «О мерах по обеспечению организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности по принципу «единого окна» государственная регистрация осуществляется Министерством налогов Азербайджанской Республики. Согласно Закону Азербайджанской Республики от 12 декабря 2003 года № 560-IIQ «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» государственная регистрация коммерческих структур, включая представительства или филиалы иностранных юридических лиц, осуществляется в течение трех дней.

С 1 июля 2011 года начата электронная регистрация физических лиц в налоговых органах посредством пользовательского кода и шифр-пароля в налоговом интернет-ведомстве Министерства налогов, а с февраля 2012 года – обществ с ограниченной ответственностью, созданных на основе местных инвестиций, посредством электронной подписи, что позволило сократить сроки регистрации ООО до 10–15 минут. Указом Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2012 года № 685 «О создании Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики и о мерах усовершенствования услуг, предоставляемых гражданам» были созданы центры «АSAN». Государственное агентство создано, учитывая необходимость обеспечения запросов граждан, усовершенствования оказываемых услуг и ускорения перехода на электронные услуги, в целях повышения прозрачности деятельности госорганов, предоставления более качественных, удобных услуг гражданам за счет применения новых способов и современных инноваций. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 5 сентября 2012 года № 706 «Об обеспечении деятельности Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики» государственными органами посредством этих центров также предоставляются услуги по регистрации коммерческих юридических лиц и налогоплательщиков.

Лицензирование.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 года № 782 «Об усовершенствовании правил выдачи специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды деятельности» отменены лицензии для большинства видов коммерческой деятельности.

Утвержден Перечень лицензируемых видов деятельности и уполномоченных на их выдачу государственных органов, в соответствии с которым лицензированию подлежат 57 видов хозяйственной деятельности, включая банковскую, страховую, туристическую, медицинскую и фармацевтическую, аудит, перевозки, производство, продажу и импорт этилового (пищевого) спирта и алкогольной продукции, табачных изделий, лицензирование услуг связи, деятельность на рынке ценных бумаг и т.д. Срок действия лицензии пять лет с правом продления. В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О банках» банковские лицензии и разрешения выдаются бессрочно.

Приватизация.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 22 июня 2010 года № 283 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Азербайджанской Республики, связанные с приватизацией государственного имущества» утверждены Правила продажи государственного имущества на специализированных денежных aукционах. В соответствии с данными Правилами определяются общие условия продажи акций (после завершения периода использования приватизационных чеков как средства платежа) или пакетов акций акционерных обществ, созданных во время процесса приватизации посредством проведения специализированных денежных аукционов. Также Правилами определяются условия участия покупателей на аукционах, расчетов, определения победителей и процедуры оформления права собственности на приватизируемое имущество.

Государственное имущество, приватизация которого нежелательна с экономической точки зрения, может быть передано в долгосрочную аренду с правом продажи.

Информация о проводимых аукционах и тендерах в процессе приватизации государственного имущества и об их результатах публикуется в средствах массовой информации, а также размещается на официальных интернет-страницах администрации по приватизации. Ведется подготовка к применению электронной системы управления в процессе организации аукционов.

Валютное регулирование.

Закон Азербайджанской Республики от 21 октября 1994 года № 910 «О валютном регулировании» определяет принципы осуществления валютных операций в Азербайджанской Республике, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Центральный банк Азербайджанской Республики уполномочен определять политику валютного регулирования и принимать конкретные инструкции.

Центральным банком сняты денежные ограничения по авансам, связанным с импортом товаров и услуг в Азербайджанскую Республику, переводимым за границу резидентами и нерезидентами.

Таможенное регулирование.

В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом Азербайджанской Республики установлены следующие виды таможенных режимов: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный импорт (экспорт); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Важнейшие таможенные режимы для иностранных инвесторов следующие: транзит, выпуск для свободного обращения, таможенный склад, временный импорт, переработка на таможенной территории.

С товаров, импортируемых в Азербайджанскую Республику, взимаются пошлины (адвалорная пошлина 0–15 % определяется в процентах таможенной стоимости). Акциз взимается с некоторых видов товаров (табак, алкогольные напитки, легковые автомобили, яхты и нефтепродукты). Азербайджанская Республика применяет налог на добавленную стоимость (НДС, в настоящее время 18 %), который исчисляется от таможенной стоимости импортируемого товара. На некоторые категории и виды товаров НДС не распространяется или составляет 0 %.

Экспорт товаров (за исключением некоторых недрагоценных металлов и изделий из них) освобожден от взимания таможенных пошлин. Имеется запрет на экспорт лома и сырья черных и цветных металлов.

Иностранные инвесторы по соглашениям о разделе продукции могут импортировать и экспортировать товары, относящиеся к нефтегазовой промышленности, без уплаты пошлины и без ограничений. При этом с импорта товаров НДС взимается по ставке 0 %.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 1 января 2001 года налогообложение юридических лиц в Азербайджанской Республике регулируется Налоговым кодексом по следующим видам налогов.

Налог на прибыль.

Прибылью считается разница между всеми доходами налогоплательщика (за исключением доходов, освобожденных от налогообложения) и расходами, вычитаемыми из дохода. Прибыль предприятия облагается налогом по ставке 20 %. Предприятия-резиденты и нерезиденты в Азербайджанской Республике являются плательщиками налога на прибыль.

Объектом налогообложения для предприятия-резидента является прибыль, полученная из источников как в Азербайджанской Республике, так и за ее пределами. Объектом налогообложения для предприятий-нерезидентов является только прибыль, полученная из источников в Азербайджанской Республике.

Отчетным периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Налогоплательщики не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, должны подать декларацию в налоговые органы. Налогоплательщики до окончания срока, определенного для подачи декларации за налоговый год, должны произвести окончательный расчет и уплатить налог.

Налог на добавленную стоимость.

НДС – разница между суммой налога, исчисляемого с налогооблагаемого оборота, и суммой налога, подлежащей зачету в соответствии с электронными налоговыми счетами-фактурами или документами, указывающими уплату НДС при импорте. Ставка НДС составляет 18 % стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого ввоза.

Декларация НДС подается за каждый отчетный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Плательщиками НДС считаются следующие резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица): лица, вставшие или обязанные встать на учет в качестве плательщиков НДС; лица, ввозящие в Азербайджанскую Республику товары, подлежащие обложению НДС, – по таким ввозимым товарам; лицо-нерезидент, которое выполняет работы или оказывает услуги без постановки на учет для целей НДС и подлежит налогообложению, – по указанным работам или услугам; производители подакцизных товаров и лица, занимающиеся деятельностью по жилищному строительству.

Объектами налогообложения являются продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и налогооблагаемый импорт.

С 1 января 2013 налогоплательщики (как физические, так и юридические лица) должны регистрироваться в качестве плательщиков НДС, если их оборот в течение предшествующих 12 месяцев превысил 120 тыс. манат. Ранее этот предел составлял 90 тыс. манат для физических лиц и 150 тыс. манат для юридических лиц.

Акцизы.

Акциз – вид косвенного (потребительского) налога, включаемый в цену подакцизных товаров, определенных законодательством.

К подакцизным товарам относятся следующие: пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков; табачные изделия; нефтепродукты; легковые автомобили (за исключением автотранспортных средств специального назначения, оснащенных специальными знаками и оборудованием); яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей.

Налогоплательщиками являются: производители подакцизных товаров в Азербайджанской Республике; импортеры подакцизных товаров в Азербайджанскую Республику; резиденты Азербайджанской Республики, производящие непосредственно сами или через подрядчика подакцизные товары за пределами Азербайджанской Республики и не состоящие на учете в качестве налогоплательщиков по месту производства таких товаров.

Объект налогообложения: выпуск подакцизных товаров, производимых на территории Азербайджанской Республики, за пределы производственного помещения; выпуск импортируемых подакцизных товаров из-под контроля таможенной службы в соответствии с Таможенным кодексом Азербайджанской Республики.

Производители подакцизных товаров должны уплачивать в государственный бюджет акцизы по налогооблагаемым операциям за каждый отчетный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Упрощенный налог.

Юридическое лицо, у которого объем налогооблагаемых операций в течение 12-месячного периода составляет 120 тыс. манат и менее (1 манат равен 1,27 доллара США), вправе стать плательщиком упрощенного налога. Объектами налогообложения являются объем валовой выручки, полученной за товары (работы, услуги) и имущество, предоставленные налогоплательщиком, а также внереализационные доходы в течение отчетного периода.

Юридические лица, уплачивающие упрощенный налог, не являются плательщиками НДС, налога на прибыль и налога на имущество, за исключением лиц, занимающихся деятельностью по жилищному строительству, которые являются плательщиками НДС. Упрощенный налог подсчитывается с суммы средств (объем валовой выручки), полученной от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг плательщиками этого налога, и с внереализационных доходов по следующей ставке: по городу Баку – 4 %; другим городам и районам, Нахичыванской Автономной Республике – 2 %.

Промысловый налог.

Плательщиками промыслового налога являются физические лица и предприятия, добывающие полезные ископаемые из недр на территории Азербайджанской Республики (включая сектор Каспийского моря, принадлежащий Азербайджанской Республике).

Промысловый налог на сырую нефть, природный газ и рудные полезные ископаемые, добываемые из недр земли, исчисляется от оптовой цены на них.

Дорожный налог.

Предприятия-нерезиденты, являющиеся владельцами автотранспортных средств, въезжающих на территорию Азербайджанской Республики, и использующие эту территорию для перевозки пассажиров и грузов, а также лица, имеющие в собственности или использовании на территории Азербайджанской Республики легковые автомобили, автобусы и прочие средства автомобильного транспорта, являются плательщиками дорожного налога за пользование автомобильными дорогами Азербайджанской Республики.

Объектом налогообложения являются автотранспортные средства иностранных государств, въезжающие на территорию Азербайджанской Республики, а также находящиеся в собственности или использовании лиц на территории Азербайджанской Республики.

Налог с автотранспортных средств устанавливается в зависимости от видов автотранспортных средств, количества посадочных мест, грузоподъемности и общего веса автотранспортного средства вместе с грузом, нагрузки на ось, пробега на территории Азербайджанской Республики, перевозки опасных грузов, с автотранспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Азербайджанской Республики, а также объема двигателей автотранспортных средств, находящихся в собственности или использовании лиц на территории Азербайджанской Республики.

Физические лица, имеющие в собственности или использовании автотранспортные средства на территории Азербайджанской Республики, уплачивают годовой дорожный налог в государственный бюджет во время техосмотра автомобилей.

Юридические лица, имеющие по состоянию на конец календарного года в собственности или использовании автотранспортные средства на территории Азербайджанской Республики, предоставляют в налоговый орган годовую декларацию о дорожном налоге не позднее 31 марта следующего после отчетного года и перечисляют начисленный до этого срока налог в государственный бюджет.

Налог на имущество.

Предприятия-резиденты и предприятия-нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Азербайджанской Республике через свое постоянное представительство, имеющие объект налогообложения, являются плательщиками налога на имущество.

Объектами налогообложения по налогу на имущество являются: среднегодовая стоимость основных средств, находящихся на балансе предприятия; для предприятий-нерезидентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Азербайджанской Республике через свое постоянное представительство, – среднегодовая стоимость основных средств, связанных только с постоянным представительством.

Предприятия уплачивают налог на имущество по ставке 1 % среднегодовой остаточной стоимости основных средств. Земельный налог. Независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия обязаны уплачивать земельный налог за земельные участки, находящиеся в их собственности или их пользовании на территории Азербайджанской Республики.

Земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании предприятий на территории Азербайджанской Республики, считаются объектом налогообложения, и на основании этого исчисляется земельный налог. При этом за основу берутся документы, подтверждающие право собственности или пользования земельными участками. За земли, на которых находятся строения и сооружения, а также за участки, необходимые для санитарной охраны объектов, также удерживается земельный налог.

Для исчисления земельного налога на сельскохозяйственные земли необходимо каждый гектар площади земли умножить на условный балл, который определяется конкретно, с учетом назначения, географического местоположения и качества земель сельскохозяйственного назначения и указывается в документе на землю.

Ставка земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,06 маната за 1 условный балл. Земельный налог за земли, используемые в целях промышленного производства, строительства, транспорта, связи, торгово-бытового обслуживания и другие земли специального назначения, а также за земли, занимаемые приусадебными участками жилищных фондов и дачными участками граждан, взимается за каждые 100 кв. метров земельного участка. Министерством налогов созданы условия для оплаты налогов и пошлин через Интернет.

СВОБОДНЫЕ (ОСОБЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Правила регулирования юридических и экономических отношений, связанных с созданием и управлением специальными экономическими зонами в Азербайджанской Республике, а также организации в этих зонах предпринимательской деятельности определены Законом Азербайджанской Республики от 14 апреля 2009 года № 791-IIIQ «О специальных экономических зонах».

Целью создания специальных экономических зон является ускорение развития предпринимательства и экономики в целом благодаря организации сфер нового конкурентоспособного производства и услуг на основе применения специального правового режима и современных технологий.

Резиденты, прошедшие регистрацию и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории специальной экономической зоны, исчисляют налог по ставке 0,5 % (упрощенный налог) с суммы полученных средств (объем общей выручки) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и внереализационных доходов не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, предоставляют в налоговые органы декларацию о подлежащем уплате налоге по форме, определенной соответствующим органом исполнительной власти, и в те же сроки уплачивают налог в государственный бюджет.

Резиденты специальной экономической зоны освобождены от уплаты налогов, определенных налоговым законодательством, за исключением налога, предусмотренного в статье 18.2 указанного Закона, и налога с дохода физических лиц в связи с работой по найму. К резиденту специальной экономической зоны налоговый режим, определенный в данной статье, применяется только в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в данной зоне.

В случае неисполнения обязательств договора между оператором и резидентом особой экономической зоны в течение года регистрация резидента особой экономической зоны ликвидируется, его налоговые обязательства за прошедшие периоды пересчитываются и уплачиваются в порядке, определенном налоговым законодательством.

В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 3 июня 2009 года № 101 «О применения Закона Азербайджанской Республики «Об особых экономических зонах» государственная политика, связанная с созданием специальных экономических зон и их функционированием, осуществляется Министерством экономического развития Азербайджанской Республики.

Также были приняты следующие юридические документы, связанные с формированием специальных экономических зон:

Правила сбора отчетно-статистических данных о деятельности резидентов особой экономической зоны и осуществления контроля за их деятельностью; 

Порядок предоставления оператором отчетов о развитии и деятельности особой экономической зоны ее администрации, а также сторонних аудиторских отчетов;

Типовая форма договора о намерениях, заключаемого между юридическими и физическими лицами и оператором для осуществления деятельности в специальной экономической зоне;

Типовая форма договора, заключаемого между резидентом и оператором специальной экономической зоны;

Типовая форма договора между администрацией специальной экономической зоны и оператором об аренде участка земли специальной экономической зоны, находящейся в государственной собственности.

Кроме того, были приняты решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 25 января 2010 года № 16 «О Правилах и формах составления баланса о деятельности резидентов, занимающихся хозяйственной деятельностью на территории специальной экономической зоны посредством филиалов и представительств без образования отдельных юридических лиц», а также Указ Президента Азербайджанской Республики от 20 апреля 2010 года № 257 «Об утверждении Правил проведения конкурса по отбору оператора специальной экономической зоны».

В Плане действий по реализации государственных программ по сокращению бедности в Азербайджанской Республике и устойчивому развитию в 2008–2015 годах, утвержденном распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 июня 2011 года № 1578, а также в Плане действий по стимулированию экспорта ненефтяной продукции в 2011–2013 годах, утвержденном распоряжением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 8 февраля 2011 года № 40S, предусмотрено создание промышленных (городки, бизнес инкубаторы и промышленные кластеры) и свободных зон (приграничные свободные зоны и зоны свободных портов). В настоящее время продолжается работа по выбору сферы деятельности и соответствующего места для создания специальных экономических зон.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ И ПАРКИ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Концепцией «Азербайджан-2020: Взгляд на будущее» предусмотрено создание технопарков и иновационных зон для разработки и применения наукоемкой продукции и технологий. В целях повышения конкурентоспособности и устойчивого развития экономики страны, расширения сфер информационных и коммуникационных технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, проведения научных исследований и создания современных комплексов по разработке информационных технологий указами Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2011 года № 1947 и от 5 ноября 2012 года № 736 в городах Баку и Сумгаите созданы парки высоких технологий. В настоящее время продолжаются работы по организации деятельности парка, управлению, выделению земельного участка, подготовке проекта положений и т.д.

В соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 15 марта 2012 года № 2095 «О создании в подчинении Министерства связи и информационных технологий Азербайджанской Республики Государственного фонда развития информационных технологий» был создан Государственный фонд развития информационных технологий, среди целей которого поддержка предпринимательской деятельности, содействие инновационным и научно-исследовательским проектам, стимулирование развития современной инфраструктуры, финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение местных и зарубежных инвестиций.

В соответствии с поправками в Налоговый кодекс: физические и юридические лица, являющиеся резидентами промышленных и технологических парков (ПТП), освобождены от уплаты подоходного налога и налога на прибыль сроком на 7 лет; части доходов управляющей организации и оператора ПТП, направленные на строительство и содержание инфраструктуры ПТП, освобождены от налога на прибыль без временного предела; управляющая организация, оператор и резиденты ПТП освобождены от земельного и имущественного налогов; техника, технологическое оборудование и установки, ввозимые в целях строительства инфраструктуры и производственных площадей в ПТП, освобождены от НДС. Главной целью этих стимулов служит поощрение и содействие развитию ненефтяного сектора и привлечение иностранных инвестиций.

ПРАВА ИНВЕСТОРА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Правовые и экономические аспекты иностранных капиталовложений на территории Азербайджанской Республики регулируются законами Азербайджанской Республики от 15 января 1992 года № 57 «О защите иностранных инвестиций» и от 13 января 1995 года № 952 «Об инвестиционной деятельности». В соответствии со статьями 17 и 18 Закона Азербайджанской Республики «Об инвестиционной деятельности» условия договора, заключенного между субъектами инвестиционной деятельности, если они не пришли к договоренности по поводу изменения условий договора, сохраняют свою силу на весь срок его действия, а также в случае, если после его заключения законодательством установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права. К тому же государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 данного Закона в случае если последующее законодательство Азербайджанской Республики ухудшает условия вложения инвестиций, то в течение периода, предусмотренного в соглашении об инвестиционной деятельности, применяются законодательные нормы, действовавшие на момент вложения инвестиций.

В соответствии со статьей 10 Закона Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций» в случае если последующее законодательство Азербайджанской Республики ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. Это положение не распространяется на изменения законодательства Азербайджанской Республики, касающиеся обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, кредитов и финансов, охраны окружающей среды, нравственности и здоровья населения.

В соответствии со статьей 26 Закона имущество, ввозимое в Азербайджанскую Республику в качестве вклада иностранного инвестора в уставный фонд совместного предприятия или для создания предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, освобождается от уплаты таможенной пошлины. Имущество, ввозимое в Азербайджанскую Республику иностранными работниками предприятия с иностранными инвестициями для собственных нужд, освобождается от уплаты таможенной пошлины.

ЛЬГОТЫ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 2002 года № 344-IIQ «О стимулировании страхования в сельском хозяйстве» определяет правовые и экономические основы стимулирования страхования имущества производителей сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике, независимо от форм собственности, регулирует отношения между участниками страхования.

В соответствии с этим Законом к субъектам страхования имущества в сельском хозяйстве относятся соответствующие органы исполнительной власти, страховщики, осуществляющие в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики деятельность в области страхования, страхователи и другие юридические и физические лица, выполняющие обязанности, вытекающие из договоров страхования.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 27 ноября 2001 года № 222-IIQ «О предоставлении производителям сельскохозяйственной продукции временных налоговых льгот» юридические лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, освобождаются от выплаты установленного Налоговым кодексом Азербайджанской Республики налога с прибыли юридических лиц, НДС, налога по упрощенной системе и налога на имущество с объектов, используемых в процессе данной деятельности. Кроме того, физические лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции освобождаются от выплаты установленного Налоговым кодексом Азербайджанской Республики НДС и налога на имущество с объектов, используемых в процессе данной деятельности.

Законом от 25 ноября 2008 года № 719-IIIQ срок действия Закона от 27 ноября 2001 года № 222-IIQ был продлен до 1 января 2014 года. Решениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 15 февраля 2007 года № 32 и от 13 июня 2008 года № 135, которые содержат изменения к решению Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 4 марта 2004 года № 22 «Об установлении видов сельскохозяйственного имущества, страхованию которого оказывается финансовая помощь, и страховых случаев, а также части страхового взноса, выплачиваемой за счет бюджетных средств», была установлена оплата 50 % взносов страхования пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнуха, картофеля, сахарной свеклы, овощей (кроме зелени), фруктов, цитрусовых и продукции виноградарства за счет средств государственного бюджета.

Сельскохозяйственным производителям оказывается помощь из государственного бюджета в размере 40 манат для оплаты топлива и моторных масел, используемых при культивировании 1 гектара засеянной земли и многолетних посевов. Наряду с производителями пшеницы производители риса также получают помощь в размере 40 манатов за каждый гектар засеянной земли.

Решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 ноября 2007 года № 179 «О дополнительных мерах, связанных с повышением материальной заинтересованности производителей пшеницы и стимулирования производства пшеницы в Азербайджанской Республике» выделяется дополнительная помощь производителям в размере 40 манат за каждый гектар земли, засеянной пшеницей. Наряду с этим 50 % стоимости фосфорных удобрений, продаваемых производителям пшеницы, субсидируются из государственного бюджета.

В соответствии с решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 25 июня 2007 года № 103 «О Правилах выплаты хозяйствам субсидий из государственного бюджета за семена и саженцы 1 и 2 репродукций, продаваемые семеноводческими и саженцевыми хозяйствами» семена 1-го и 2-го воспроизводства, продаваемые семеноводческими и саженцевыми хозяйствами, субсидируются из государственного бюджета.

В соответствии с решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 19 июня 2008 года № 139 затраты на производство оригинальных, суперэлитных и элитных семян, производимых в опытных хозяйствах научно-исследовательских организаций Министерства сельского хозяйства, целиком оплачиваются из государственного бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Закон Азербайджанской Республики от 15 января 1992 года № 57 «О защите иностранных инвестиций»;

Закон Азербайджанской Республики от 15 декабря 1992 года № 405 «О предпринимательской деятельности»;

Закон Азербайджанской Республики от 4 марта 1993 года № 526 «Об антимонопольной деятельности»;

Закон Азербайджанской Республики от 21 октября 1994 года № 910 «О валютном регулировании»;

Закон Азербайджанской Республики от 13 января 1995 года № 952 «Об инвестиционной деятельности»;

Закон Азербайджанской Республики от 2 июня 1995 года № 1049 «О недобросовестной конкуренции»;

Закон Азербайджанской Республики от 20 июня 1995 года № 1064 «О Таможенном тарифе»;

Закон Азербайджанской Республики от 19 сентября 1995 года № 1113 «О защите прав потребителей»;

Закон Азербайджанской Республики от 16 апреля 1996 года № 60-IQ «О стандартизации»;

Закон Азербайджанской Республики от 30 мая 1996 года № 94-IQ «Об использовании энергетических ресурсов»;

Закон Азербайджанской Республики от 5 июня 1996 года № 115-IQ «Об авторском праве и смежных правах»;

Закон Азербайджанской Республики от 10 июня 1997 года № 311-IQ «Об утверждении Таможенного кодекса Азербайджанской Республики»;

Правила регулирования импортно-экспортных операций в Азербайджанской Республике, утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики от 24 июня 1997 года № 609 «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 12 января 1998 года № 7 «О правилах применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Азербайджанской Республики и вывозимых с этой территории»;

Закон Азербайджанской Республики от 13 февраля 1998 года № 439-IQ «О недрах»;

Закон Азербайджанской Республики от 3 апреля 1998 года № 459-IQ «Об электроэнергетике»; постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 22 апреля 1998 года № 91 «О ставках таможенных пошлин по экспортно-импортным операциям в Азербайджанской Республике»;

Закон Азербайджанской Республики от 30 июня 1998 года № 513-IQ «О газоснабжении»;

Закон Азербайджанской Республики от 24 ноября 1998 года № 541-IQ «Об энергетике»;

Закон Азербайджанской Республики от 18 ноября 1999 года № 759-IQ «О пищевых продуктах»;

Закон Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 784-IQ «Об электрических и тепловых станциях»;

Закон Азербайджанской Республики от 2 мая 2000 года № 876-IQ «О кредитных союзах»;

Налоговый кодекс Азербайджанской Республики, утвержденный Законом Азербайджанской Республики от 11 июля 2000 года № 905-IQ;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 19 января 2001 года № 20 «Об утверждении ставок акцизов на подакцизные товары, ввозимые на территорию Азербайджанской Республики»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 12 апреля 2001 года № 80 «О ставках таможенной пошлины по экспортно-импортным операциям и о сборе за таможенное оформление»;

Закон Азербайджанской Республики от 27 ноября 2001 года № 222-IIQ «О предоставлении производителям сельскохозяйственной продукции временных налоговых льгот»;

Закон Азербайджанской Республики от 4 декабря 2001 года № 223-IIQ «О государственной пошлине»;

Закон Азербайджанской Республики от 27 декабря 2001 года № 245-IIQ «О государственных закупках»;

Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 2002 года № 344-IIQ «О стимулировании страхования в сельском хозяйстве»;

Закон Азербайджанской Республики от 2 июля 2002 года № 358-IIQ «О бюджетной системе»; Указ Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 года № 782 «Об усовершенствовании правил выдачи специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды деятельности»;

Закон Азербайджанской Республики от 16 января 2004 года № 590-IIQ «О банках»;

решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 4 марта 2004 года № 22 «Об установлении видов сельскохозяйственного имущества, страхованию которого оказывается финансовая помощь, и страховых случаев, а также части страхового взноса, выплачиваемой за счет бюджетных средств»;

Закон Азербайджанской Республики от 26 октября 2004 года № 772-IIQ «Об экспортном контроле»;

Закон Азербайджанской Республики от 10 декабря 2004 года № 802-IIQ «О Центральном Банке Азербайджанской Республики»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 31 января 2005 года № 11 «О Перечне товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Азербайджанской Республики»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 12 сентября 2005 года № 292 «О дополнительных мерах в области регулирования оборота предметов с ограниченным гражданским оборотом»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 15 декабря 2005 года № 230 «Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов, связанных с применением Закона Азербайджанской Республики «Об экспортном контроле»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 9 февраля 2006 года № 42 «Об утверждении Перечня товаров согласно кодам в соответствии с номенклатурой, а также работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю»;

Закон Азербайджанской Республики от 22 мая 2007 года № 334-IIIQ «О государственном долге»;

решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 25 июня 2007 года № 103 «О Правилах выплаты хозяйствам субсидий из государственного бюджета за семена и саженцы 1 и 2 репродукций, продаваемые семеноводческими и саженцевыми хозяйствами»;

распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25 октября 2007 года № 2458 «О мерах по обеспечению организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности по принципу «единого окна»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 29 ноября 2007 года № 190 «Об утверждении Правил определения страны происхождения товаров»;

решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 ноября 2007 года № 179 «О дополнительных мерах, связанных с повышением материальной заинтересованности производителей пшеницы и стимулированием производства пшеницы в Азербайджанской Республике»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 11 ноября 2008 года № 12 «О применении принципа «единого окна» при проверке товаров и транспортных средств, провозимых через пропускные пункты государственной границы Азербайджанской Республики»;

Закон Азербайджанской Республики от 14 апреля 2009 года № 791-IIIQ «О специальных экономических зонах»; Указ Президента Азербайджанской Республики от 3 июня 2009 года № 101 «О применении Закона «О специальных экономических зонах»;

Закон Азербайджанской Республики от 25 декабря 2009 года № 933-IIIQ «О небанковских кредитных организациях»;

решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 25 января 2010 года № 16 «О Правилах и формах составления баланса о деятельности резидентов,

занимающихся хозяйственной деятельностью на территории специальной экономической зоны посредством филиалов и представительств без образования отдельных юридических лиц»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 13 апреля 2010 года № 246 «О некоторых мерах по упорядочению проверок в области предпринимательства и обеспечению защиты прав потребителей»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 20 апреля 2010 года № 257 об утверждении «Правил проведения конкурса по отбору оператора специальной экономической зоны»;

Закон Азербайджанской Республики от 22 октября 2010 года № 1101-IIIQ «Об инвестиционных фондах»;

постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 13 декабря 2010 года № 232 «О внесении дополнений в некоторые постановления Кабинета Министров Азербайджанской Республики» (список научных приборов и оборудования по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), освобождаемых от импортных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на основании подтверждающего документа Азербайджанской национальной академии наук);

распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 15 марта 2012 года № 2095 «О создании Государственного Фонда Развития Информационных Технологий при Министерстве Связи и Информационных Технологий Азербайджанской Республики»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 13 июля 2012 года № 685 «О создании Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики и о мерах усовершенствования услуг предоставляемых гражданам»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 5 сентября 2012 года № 706 «Об обеспечении деятельности Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики»;

Указ Президента Азербайджанской Республики от 5 ноября 2012 года № 736 «О создании Парков Высоких Технологий». Из "Обзора делового климата государств-участников СНГ", Москва, 2013 г.