Обзор бизнес-климата Кыргызской Республики

29 июля 2014
Обзор делового климата, налогообложения, льгот инвесторам, свободных экономических зон и промышленных парков

Общая характеристика делового климата

Государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц, филиалов (представительств), в том числе с участием иностранного капитала, осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 20 февраля 2009 года № 57 «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».

Основными отличиями указанного Закона от Закона Кыргызской Республики от 12 июля 1996 года № 39 «О государственной регистрации юридических лиц» являются:

введение на законодательном уровне принципа «единого окна»;

отмена правовой экспертизы учредительных документов юридических лиц, за исключением некоммерческих организаций, финансово-кредитных учреждений и филиалов иностранных и международных организаций;

сокращение сроков регистрации юридических лиц до 3 рабочих дней, за исключением некоммерческих организаций, финансово-кредитных учреждений и филиалов иностранных организаций, регистрация которых осуществляется в течение 10 дней (для политических партий 30 дней);

введение платы за регистрацию в целях поддержания работоспособной электронной системы регистрации, за исключением органов государственной власти (государственная регистрация (перерегистрация) – 224 сома, регистрация прекращения деятельности – 192 сома);

упрощение порядка ликвидации юридического лица;

введение понятия принудительной ликвидации юридического лица;

защита наименований зарегистрированных (перерегистрированных) юридических лиц, филиалов и представительств.

Приватизация. Приватизация в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 2 марта 2002 года № 31 «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» и соответствующими нормативными правовыми актами.

Приватизация государственного имущества осуществляется различными методами (продажа на аукционе, конкурсе, передача в управление с последующим выкупом, передача в аренду с последующим выкупом, внесение в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ, метод прямой продажи). Условия и порядок проведения приватизации различными методами регулируются соответствующими положениями, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

В целях совершенствования нормативных правовых актов в сфере приватизации государственной собственности принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 29 ноября 2012 года № 801 «Об утверждении Положения о приватизации государственной собственности методом продажи на аукционе». В новом Положении более четко регламентированы полномочия продавца государственного имущества, комиссии по подготовке и проведению аукциона, особенно в части признания итогов торгов, вопросы о порядке проведения аукциона, прописан термин «аукционист» и обязанности аукциониста, уточнен перечень документов, представляемых претендентом на участие в аукционе. Также предусмотрен электронный формат проведения аукциона.

Приватизация государственного имущества имеет поэтапный характер и реализуется на основе среднесрочной Программы приватизации государственного имущества с включением в нее подлежащих приватизации объектов.

С принятием Закона Кыргызской Республики от 23 июня 2011 года № 54 «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике», Программа приватизации государственного имущества разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

В настоящее время реализуется Программа приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2012–2014 годы, одобренная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 февраля 2012 года № 143 и утвержденная постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 25 апреля 2012 года № 1877-V.

Следует отметить, что отличительной особенностью действующей Программы приватизации являются прозрачность и подконтрольность процесса приватизации Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, так как при проведении процесса приватизации и оценки объектов, имеющих стратегическое значение для Кыргызской Республики, в состав комиссий по оценке и приватизации включаются депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или местного кенеша, представители бизнес-сообщества и гражданского сектора.

В Программе определяются направления приватизации государственного имущества на данный период, отраслевые особенности при применении форм приватизации и управления государственным имуществом, разграничения объектов по возможности их приватизации.

Объектами приватизации могут быть:

принадлежащие государству акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ, созданных в процессе преобразования государственных предприятий;

государственное предприятие как имущественный комплекс;

составляющие работоспособный комплекс производственные и непроизводственные подразделения государственного предприятия, созданные в результате проведения реорганизации (ликвидации) государственного предприятия;

отдельные составные части имущества.

Согласно статье 12 Закона Кыргызской Республики от 2 марта 2002 года № 31 «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» покупателями приватизируемого государственного имущества могут быть физические и юридические лица, за исключением лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, государственные учреждения и предприятия.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Кыргызской Республики от 14 июня 2004 года № 76 «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» Кыргызская Республика в лице уполномоченных государственных органов предоставляет равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов независимо от гражданства, национальности, языка, пола, расы, вероисповедания, места проведения их экономической деятельности, а также страны происхождения инвесторов или инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

В основном приватизация осуществляется посредством конкурса. В зависимости от предъявляемых к покупателю государственного имущества требований конкурс может быть коммерческим или инвестиционным.

При использовании коммерческого конкурса устанавливается перечень обязательств по отношению к объекту приватизации, которые должен принять на себя покупатель. Победителем коммерческого конкурса и покупателем объекта приватизации становится лицо, которое, приняв на себя перечисленные обязательства, предложило и оплатило самую высокую цену.

При использовании инвестиционного конкурса устанавливается перечень обязательств по отношению к объекту приватизации, которые должен принять на себя покупатель. Участники инвестиционного конкурса представляют предложения, содержащие:

бизнес-план;

объем и характер принимаемых на себя инвестиционных обязательств, необходимых для осуществления бизнес-плана;

предлагаемую цену за объект приватизации.

Победителем инвестиционного конкурса становится лицо, предложение которого было признано лучшим.

Порядок проведения конкурса, условия участия в нем потенциальных покупателей, порядок определения победителей конкурса, порядок расчета за приобретенное государственное имущество, а также порядок выполнения обязательств регулируются положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Вся необходимая информация об объектах, предстоящих тендерах, инвестиционных конкурсах размещается в Интернете на официальном веб-сайте Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики.

В случае заинтересованности иностранных инвесторов в приватизации объектов Кыргызской Республики за дополнительной информацией они могут обращаться в Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики, который рассмотрит все предложения в установленном порядке.

В целях эффективного управления и распоряжения национализированными объектами ведется работа по реализации Программы по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами, одобренной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля 2011 года № 158 «Об утверждении Программы по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами» и утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 941-V «Об утверждении Программы по эффективному управлению и распоряжению национализированными объектами».

Согласно Программе основная цель приватизации национализированных объектов – получение государством максимального дохода в возможно короткие сроки в целях пополнения государственного бюджета за счет продажи национализированных объектов. Все мероприятия по приватизации объектов проводятся в условиях максимальной прозрачности и подотчетности гражданскому обществу, в рамках законодательства Кыргызской Республики.

Лицензирование. Все процедуры, связанные с лицензированием, регулируются Законом Кыргызской Республики «О лицензировании». Лицензии выдаются всем частным лицам (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) на равных основаниях, независимо от видов деятельности или местонахождения предпринимателя. Инвесторы могут получить лицензию при условии, что они не нарушают требований государственной безопасности, законодательства по охране окружающей среды и не затрагивают прав собственников, требований охраны жизни здоровья. Лицензии выдаются министерствами, другими государственными институтами и органами управления (лицензиаторы), ответственными за определенный вид деятельности. Лицензии, полученные в других государствах, признаются в Кыргызской Республике в соответствии с международным соглашением.

Согласно статье 16 Закона Кыргызской Республики «О лицензировании» выдача лицензий осуществляется на платной основе. Размер платы за рассмотрение заявления, проведение необходимой экспертизы и оформление документов определяется только из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, но не может превышать трех размеров расчетного показателя.

В 2012 году в рамках принятых законов Кыргызской Республики от 10 октября 2011 года № 170 и от 11 октября 2011 года № 171, предусматривающих внесение изменений в действующие законы в части отмены отдельных видов лицензий и разрешений, сокращено 109 видов и подвидов лицензий и разрешений.

Указанное сокращение дало определенные положительные результаты для ведения предпринимательской деятельности. Было упрощено лицензирование в сферах ведения эксплуатации промышленных объектов, здравоохранения, правоохранительной, транспортной, пользования недрами, использования воды, рынка ценных бумаг и др.

В целях исключения барьеров для ведения предпринимательской детальности для минимизации вмешательства со стороны государства в деятельность субъектов предпринимательства и исключения необоснованных требований в разрешительной системе разработан проект Закон Кыргызской Республики «О лицензиях и разрешениях», определяющий новые принципы, подходы в сфере лицензирования, условия и порядок выдачи лицензий и разрешений. Законом будут предусматриваться конкретные перечни видов лицензий и разрешений.

Лицензирование банковских операций. Лицензирование деятельности банков, финансово-кредитных и других учреждений, регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, осуществляется в соответствии с законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», нормативными актами Национального банка Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Национальный банк является единственным официальным органом на территории Кыргызской Республики, уполномоченным на выдачу лицензии на проведение банковских операций. Лицензия на проведение банковских операций выдается в порядке, установленном Национальным банком Кыргызской Республики.

Лицензирование небанковских финансово-кредитных учреждений. В Кыргызской Республике из небанковских финансово-кредитных учреждений (далее – НФКУ) со стороны Национального банка Кыргызской Республики лицензируются или освидетельствуются специализированные финансово-кредитные учреждения, кредитные союзы, микрофинансовые компании (МФК), микрокредитные компании (МКК), микрокредитные агентства (МКА) и обменные бюро.

Создание НФКУ на территории республики регулируется законами Кыргызской Республики, в том числе «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О кредитных союзах», «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республики», Положением о порядке выдачи лицензии на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой.

Таможенный режим. В Кыргызской Республике действует Таможенный кодекс, принятый в 2004 году и соответствующий международным стандартам, в частности, требованиям Всемирной торговой организации.

Таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через пункты пропуска на таможенной границе Кыргызской Республики.

Таможенные тарифы являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования внешней торговли и широко используются в целях улучшения условий доступа товаров на зарубежные и внутренние рынки государств. В Кыргызской Республике не существует никаких административных преград для осуществления экспортно-импортных операций и существуют только тарифы на ввозимую продукцию, на экспорт продукции тарифов нет, за исключением применения пошлины на регенерируемую бумагу и картон (макулатура и отходы). Кыргызская Республика осуществляет торгово-экономические связи с 121 государством мирового торгового сообщества, из которых более 70 являются членами ВТО.

Государственные и частные предприятия имеют право заниматься импортно-экспортными операциями без специальной регистрации или ограничений. Кыргызская Республика предоставляет в торговле 152 членам ВТО режим наибольшего благоприятствования согласно правилам и нормам этой организации.

Торговля с государствами – участниками СНГ осуществляется на основе двусторонних соглашений о свободной торговле, заключенных между Кыргызской Республикой и другими государствами – участниками СНГ. Соглашениями предусматривается торговля без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.

В отношении товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, Кыргызская Республика предоставляет тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины согласно взятым обязательствам в рамках ЕврАзЭС и СНГ.

Кыргызской Республикой при ввозе товаров на таможенную территорию взимаются следующие налоги и сборы:

ввозная таможенная пошлина по ставкам, утвержденным Законом Кыргызской Республики от 19 мая 2011 года № 27 «О таможенном тарифе Кыргызской Республики».

Средняя ставка Таможенного тарифа на 2011 год составляла 5,04 %, содержала шесть диапазонных уровней (0, 5, 10, 12, 15 и 20 %), а также специфические и комбинированные ставки:

нулевые ставки таможенных пошлин составляют 46,1 % (5 127 товарных позиций);

5%-ные – 12,4 % и 1 380 товарных позиций;

10%-ные – 33,8 % и 3 754 товарных позиции;

12%-ные – 2,8 % и 308 товарных позиций;

15%-ные – 2,2 % и 241 товарную позицию;

20%-ные – 1,2 % и 136 товарных позиций.

Специфические ставки таможенных пошлин занимают 0,1 % и составляют 11 товарных позиций; комбинированные – 1,3 % и 143 товарные позиции.

При импорте товаров, выпущенных для свободного обращения, уплачиваются:

0,15 % таможенной стоимости товара в качестве таможенного сбора за таможенное оформление;

таможенные пошлины на импорт в соответствии с тарифами, принятыми в Законе Кыргызской Республики от 29 марта 2006 года № 81 «О Таможенном тарифе Кыргызской Республики»;

акцизные налоги по определенным видам товаров (таким как алкоголь, табачные изделия, нефтепродукты и т.д.) в соответствии с базовыми ставками, устанавливаемыми Налоговым кодексом Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года № 230. При этом ставки акцизного налога могут изменяться Правительством Кыргызской Республики в размере, не превышающем размер базовой ставки;

НДС – 12 % облагаемой стоимости облагаемых поставок и облагаемого импорта товаров.

Согласно статье 15 Закона Кыргызской Республики «О таможенном тарифе Кыргызской Республики» максимальная ставка таможенной пошлины в размере 35 % применяется к товарам, когда:

страной происхождения товара является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наибольшего благоприятствования и которой не предоставляются тарифные преференции в установленном порядке;

страна происхождения которых не установлена;

не соблюдается правило «непосредственной закупки и прямой поставки» при предоставлении тарифных преференций.

Кроме того, согласно статье 5 Инструкции о перемещении товаров и автотранспорта через государственную границу Кыргызской Республики физическими лицами, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 декабря 2004 года № 976, таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, предназначенных для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, стоимость которых не превышает 40 000 расчетных показателей, на основании пункта 2 статьи 201 Таможенного кодекса Кыргызской Республики производится в упрощенном порядке, с применением ТПО.

Упрощенный порядок таможенного оформления товаров производится с применением единых ставок таможенных пошлин и налогов за 1 кг (по весу) и взиманием сборов за таможенное оформление.

В настоящее время заключены соглашения об избежании двойного налогообложения следующих государств: Беларуси, Казахстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, Таджикистана, Австрии, Германии, Индии, Ирана, Канады, Китая, Латвии, Малайзии, Монголии, Пакистана, Польши, Турции, Финляндии, Швейцарии.

Ведутся переговоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты в отношении налогов на доход и на капитал с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Кувейтом, Люксембургом, ОАЭ, Республикой Корея, Саудовской Аравией, а также Султанатом Оман и Чехией.

Увеличение количества соглашений об избежании двойного налогообложения прямым образом отразится на экономике Кыргызской Республики, будет создано большое количество совместных предприятий, что позволит увеличить налогооблагаемую базу, повысится приток инвестиций в экономику республики.

Валютное регулирование. Согласно статье 11 Конституции Кыргызской Республики национальной валютой является кыргызский сом. С введением в обращение национальной валюты в мае 1993 года в Кыргызской Республике действует режим плавающего обменного курса, который определяется на основе спроса и предложения на межбанковском валютном рынке. Обменные сделки регулируются Законом от 5 июля 1995 года «Об операциях в иностранной валюте», в соответствии с которым ввоз и вывоз валюты не подлежат никаким ограничениям при условии ее декларирования в пунктах таможенного контроля. Как граждане Кыргызской Республики, так и иностранные граждане могут покупать и продавать иностранную валюту без каких-либо ограничений. Для осуществления обменных операций банки и обменные бюро должны получить лицензию Национального банка Кыргызской Республики. Лицензированный банк может открывать счета в иностранной валюте для всех юридических и частных лиц. Никакие ограничения на валютные сделки для вкладчиков не налагаются. Иностранная валюта может быть снята со счета без ограничений.

Налогообложение юридических лиц

Налогообложение в Кыргызской Республике регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики и подзаконными актами (постановления, положения, инструкции, приказы).

С 1 января 2009 года в Кыргызской Республике действует новая редакция Налогового кодекса – единого кодифицированного документа, охватившего все виды налогов и налоговых действий, интегрировавшего все налоговое поле страны. Достижениями новой редакции Налогового кодекса стали снижение ставок основных налогов, снижение общего количества налогов и сборов с 16 до 8, либерализация налогового администрирования по отношению к добросовестному налогоплательщику, введение механизмов партнерства, снижены ставки налогов:

налог на прибыль – ставка 10 %;

подоходный налог – 10 %;

НДС – ставка 12 %, 0 % – за экспортные поставки;

акцизный налог – дифференцированные ставки;

налог за пользование недрами – дифференцированные ставки;

налог с продаж: для плательщиков НДС 1 % – для торговой деятельности, для остальных – 2 %;

для неплательщиков НДС 2 % – для торговой деятельности, для остальных – 3 %.

Установленный новой редакцией Налогового кодекса либеральный налоговый режим для предпринимателей и инвесторов имеет важное значение для их привлечения в легальное поле деятельности, увеличения объемов производства и, соответственно, стимулирует рост налоговых поступлений в бюджет страны.

Законом Кыргызской Республики от 8 июля 2011 года № 87 «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» Налоговый кодекс Кыргызской Республики дополнен главой 59 «Налоговый режим в Парке высоких технологий», предусматривающей специальный налоговый режим для деятельности резидентов Парка высоких технологий. Так, деятельность в рамках Парка высоких технологий освобождается от следующих налогов: налог на прибыль, налог с продаж, НДС. Ставка подоходного налога для работников резидента Парка высоких технологий, резидентов Парка высоких технологий – индивидуальных  предпринимателей, его дирекции (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) устанавливается в размере 5 %.

Основным направлением налоговой политики является проведение эффективных мер по обеспечению устойчивого экономического роста путем создания максимально благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, стимулированию инвестиционной активности, улучшению налогового администрирования.

Предусматривается внедрение автоматизированной информационной системы налоговой службы для подачи налоговой отчетности в электронной форме, применение современных технологий в налоговом администрировании для упрощения процедур исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств.

Свободные экономические зоны

В соответствии с Законом «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» в СЭЗ действует особый таможенный режим, который включает отмену таможенных пошлин на вывоз товаров, произведенных в СЭЗ, и ввоз товаров в СЭЗ.

Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преимущества:

освобождение от уплаты всех видов налогов и других выплат в течение всего периода деятельности в СЭЗ, за исключением субъектов СЭЗ, оказывающих услуги для потребления на внутреннем рынке Кыргызской Республики;

платежи по ставке 0,1–2 % выручки от реализации товаров и услуг в генеральную дирекцию СЭЗ в целях обеспечения льгот и преимуществ на территории СЭЗ;

экспорт произведенной в СЭЗ продукции освобождается от квотирования, за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30 % общего объема производимой продукции в СЭЗ, в течение года и лицензирования;

на прибыль и доходы субъектов СЭЗ, полученные в процессе деятельности в этой зоне, полученные в процессе деятельности и направленные в производственную сферу на других территориях Кыргызской Республики, сохраняются льготы по налогообложению, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах»;

упрощенная и быстрая регистрация;

упрощенные таможенные процедуры;

прямой доступ к необходимой инфраструктуре, включая телекоммуникации, водоснабжение, электроснабжение и средства транспортировки.

Права инвестора и инвестиционная деятельность

Кыргызская Республика позиционирует себя как правовое демократическое государство и использует все возможности для обеспечения своего позитивного имиджа и дружественного отношения с другими государствами. Кыргызская Республика занимает геостратегически важное местоположение между мировыми игроками – Китаем, Россией и богатыми странами Востока, является выгодной площадкой для освоения близлежащих рынков Средней Азии, России, Китая и Ближнего Востока. Со всеми этими государствами Кыргызская Республика имеет налаженные пути сообщения и развитые дипломатические отношения, позволяющие продвигать компании и их продукцию в государствах. Поэтому у иностранных компаний, рассматривающих открытие бизнеса в Кыргызской Республике, будет обеспеченный доступ к этим рынкам.

Кыргызская Республика активно участвует в ряде международных экономических организаций. Республика является страной – основателем ШОС, а также первым государством в регионе Центральной Азии, вступившим в ВТО.

Членство в ВТО позволило ускорить либерализационные процессы и интеграцию экономики во всемирную торговую систему.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики от 27 марта 2003 года № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» инвестиции на территории Кыргызской Республики пользуются полной и безусловной правовой защитой.

Закон определяет основные гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности инвесторов на территории Кыргызской Республики и направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Кыргызской Республики материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности инвесторов и соблюдение соответствия правового режима инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В Законе подтверждаются инвестиционный режим и стабильные условия для инвесторов и устанавливается, что в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, налоговое законодательство и в законодательство Кыргызской Республики, связанное с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет с даты принятия таких изменений или дополнений имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий.

Также инвестиции не подлежат экспроприации (национализации, реквизиции или иным эквивалентным мерам, в том числе включающим действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах на основе недискриминации с соблюдением надлежащего законного порядка и проводится с выплатой своевременного, надлежащего и реального возмещения ущерба, включая упущенную выгоду.

Иностранным инвесторам предоставлен национальный режим инвестирования, т.е. они уравнены в своих правах с отечественными инвесторами, что создает равноправную конкурентную среду. Инвесторы также свободны в объемах репатриируемого капитала и дивидендов, и необходимо отметить, что согласно новой редакции Налогового кодекса в Кыргызской Республике действуют весьма невысокие налоговые ставки.

В Кыргызской Республике иностранные инвесторы объединены в общественное объединение «Международный Деловой Совет» (далее – МДС), и, как показывает практика, МДС заслужил высокий авторитет в среде бизнеса и государственных структур и вносит посильную лепту в решение инвестиционных проблем республики. Суммарные инвестиции членов МДС превышают 1 млрд долларов США.

Кыргызская Республика на постоянной основе проводит работу над совершенствованием инвестиционной среды путем реализации Плана мер Правительства Кыргызской Республики по улучшению позиции государства в международных рейтингах, в том числе по отчету Всемирного банка «Doing business» (2010 год – 44-е место).

Инвестиционная политика Кыргызской Республики направлена на сокращение иностранных заимствований, привлекаемых под гарантию правительства, а также стимулирование притока внешних инвестиций на грантовой основе и частных инвестиций в экономику республики за счет мер, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности.

Во многие сектора экономики Кыргызской Республики поступают иностранные инвестиции. Основными из них являются гидроэнергетика, энергетика, горнодобывающая промышленность, туризм и сельское хозяйство.

Кыргызская Республика богата минеральными ресурсами. Например, исследованные запасы золота составляют 420 тонн. Кроме золота присутствуют ртуть, сурьма, олово и редкие металлы.

Одним из перспективных направлений является строительство гидроэлектростанций. Гидроэнергетический потенциал составляет 142 млрд руб. кВт/час, и из них используются только 10 %. Возможность репатриации прибыли и дивидендов, наличие высокообразованных человеческих ресурсов, либеральные условия для инвестирования, доступность поощрений и преференций, а также приемлемая стоимость рабочей силы создают хорошие возможности для выгодного вложения инвестиций в Кыргызскую Республику.

Учитывая, что в отдельных странах мирового сообщества большая часть ВВП формируется из доходов, связанных с туризмом, Кыргызская Республика, обладая уникальной природой, намерена предпринять все меры по развитию этой весьма выгодной отрасли экономики. Располагая большим количеством заповедников, биосферных зон и курортно-оздоровительных объектов, имеются огромные возможности для организации экотуризма, горного туризма, альпинизма, охоты и других видов активного отдыха.

Это лишь часть приоритетных направлений, на которые зарубежные инвесторы могут обратить внимание. В республике действуют необходимые законы, способствующие притоку зарубежного капитала и развитию предпринимательства.

Перечень действующих нормативных правовых актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности

Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года № 15;

Гражданский кодекс Кыргызской Республики от 5 января 1998 года № 1;

Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года № 230;

Таможенный кодекс Кыргызской Республики;

Закон Республики Кыргызстан от 6 марта 1992 года № 850-XII «О концессиях и концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» регулирует экономические, организационные и правовые условия предоставления в интересах развития экономики Республики Кыргызстан концессий, а также деятельность концессионных предприятий на территории республики;

Закон Кыргызской Республики от 16 декабря 1992 года № 1076-XII «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» призван стимулировать:

обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;

развитие экономического потенциала территории на базе интеграции иностранного капитала с материальными и денежными средствами отечественных предприятий и организаций, основанных на государственной и частной собственности;

Закон Кыргызской Республики от 15 ноября 1996 года № 60 «О хозяйственных товариществах и обществах»;

Закон Кыргызской Республики от 2 июля 1997 года № 41 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществление лицами Кыргызской Республики и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Кыргызской Республики в области внешнеторговой деятельности;

Закон Кыргызской Республики от 15 октября 1997 года № 74 «О банкротстве (несостоятельности)» устанавливает основания признания (объявления) должника банкротом (несостоятельным), регулирует порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязательства по платежам;

Закон Кыргызской Республики от 10 декабря 1997 года № 90 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. Также данный Закон предохраняет общество от создания и развития монополий в торговле, а также поощряет и поддерживает конкуренцию на условиях, запрещающих незаконную и дискриминирующую практику, вследствие которой справедливая и честная конкуренция сводится к нулю или имеет препятствия;

Закон Кыргызской Республики от 26 июля 1999 года № 92 «Об инвестиционных фондах» определяет правовой статус инвестиционных фондов, устанавливает особенности их учреждения и деятельности в Кыргызской Республике. Инвестиционными фондами являются формы коллективного инвестирования, создаваемые для привлечения денежных средств посредством выпуска и открытого размещения своих ценных бумаг и последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в инвестиционные активы;

Закон Кыргызской Республики от 31 июля 2001 года № 80 «О негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» регулирует правовые и экономические отношения, касающиеся создания, функционирования, реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов в Кыргызской Республике, и обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение;

Закон Кыргызской Республики от 1 февраля 2001 года № 15 «О защите прав предпринимателей»;

Закон Кыргызской Республики от 27 марта 2003 года № 64 «Об акционерных обществах»;

Закон Кыргызской Республики от 11 июня 2004 года № 70 «О кооперативах»;

Закон Кыргызской Республики от 28 декабря 2006 года № 215 «Об оказании государственной поддержки юридическим и физическим лицам, постоянно проживающим и осуществляющим экономическую деятельность в населенных пунктах, расположенных в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики»;

Закон Кыргызской Республики от 25 мая 2007 года № 72 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» устанавливает порядок проведения проверок субъектов предпринимательства уполномоченными органами, определяет права и обязанности уполномоченных органов и субъектов предпринимательства в отношениях, связанных с осуществлением проверок, а также защиту прав субъектов предпринимательства от незаконного вмешательства в их деятельность;

Закон Кыргызской Республики от 25 мая 2007 года № 73 «О государственной поддержке малого предпринимательства» определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года № 188 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов» устанавливает правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика опасных грузов и направлен на выполнение перевозчиками обязательств по возмещению убытков, причиненных третьим лицам в процессе доставки опасных грузов автомобильным, воздушным, водным и железнодорожным транспортом на территории Кыргызской Республики;

Закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 года № 189 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» регулирует отношения, возникающие в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, и устанавливает правовые, финансовые и организационные основы его проведения;

Закон Кыргызской Республики от 5 августа 2008 года № 194 «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» регулирует общественные отношения, возникающие в области обязательного страхования гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, и устанавливает правовые, экономические и организационные основы его проведения;

Закон Кыргызской Республики от 11 августа 2008 года № 201 «Об игорной деятельности в Кыргызской Республике» определяет правовые основы деятельности игорных заведений на территории Кыргызской Республики, государственного регулирования игорной деятельности, основные понятия, порядок создания и содержания игорных заведений, организации азартных игр и их лицензирования, контроль за организацией и проведением азартных игр и ответственность субъектов игорной деятельности;

Закон Кыргызской Республики от 15 августа 2008 года № 202 «Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты» устанавливает правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области обязательного страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте;

Закон Кыргызской Республики от 24 июля 2009 года № 251 «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, связанные:

с публичным предложением и эмиссией ценных бумаг;

владением и обращением ценных бумаг;

деятельностью профессиональных участников и иных участников рынка ценных бумаг;

надзором на рынке ценных бумаг;

Закон Кыргызской Республики от 20 февраля 2009 года № 57 «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» регулирует отношения, возникающие при государственной регистрации (перерегистрации) и регистрации прекращения деятельности юридических лиц, филиалов (представительств) на территории Кыргызской Республики. Законом внедрен принцип «единого окна» при регистрации, сокращены сроки регистрации, упрощен порядок ликвидации юридического лица;

Указ Президента Кыргызской Республики от 16 февраля 2000 года № 31 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Указ Президента Кыргызской Республики от 25 апреля 2002 года № 100 «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования инвестиционной и иной предпринимательской деятельности»;

Указ Президента Кыргызской Республики от 9 декабря 2008 года № 435 «О совершенствовании государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 2 июля 1998 года № 404 «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя на территории Кыргызской Республики»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 21 апреля 2000 года № 228 «О запрете сублицензирования к основному виду предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2001 года № 260 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 июля 2001 года № 386 «Об утверждении Положения о разрешительных документах, выдаваемых государственными органами субъектам предпринимательства»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 3 октября 2001 года № 602 «Об утверждении Правил по устранению конфликтов интересов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября 2002 года № 733 «О внесении изменений в Положение о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 2001 года № 260 «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 6 ноября 2007 года № 533 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства и определении перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2007 года № 603 «О методике анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства»;

постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 июня 2008 года № 553-IV «Об утверждении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 сентября 2008 года № 509 «О проведении оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности в лицензионно-разрешительной сфере»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года № 733 «Об утверждении базовой суммы налога на основе добровольного патента по видам предпринимательской деятельности» определяет предельные суммы, взимаемые за выдачу патента на право ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года № 752 «О реализации мер по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 2012 года № 108 «Об утверждении критериев оценки степени риска при осуществлении предпринимательской деятельности»;

постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 июля 2012 года № 510 «О мерах по сбору страховых взносов с граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках».