Обзор украинского рынка экспорта грецкого ореха

25 сентября 2015

Trade hub platform (эксперт - Евгений Саранцов), при поддержке экспортного агентства Abbott.pm-export.made.simple (эксперты -Андрей Дресвянников, Сергей Карандин) провела общий анализ рынка экспорта грецкого ореха.

На международном рынке орех продается двух видов: неколотый (цельный) и колотый (лущеный).

Основными странами, которые импортируют грецкий орех из Украины, являются Турция, Румыния, Ирак, Вьетнам и Болгария.

Основные страны - мировые экспортеры, конкурирующие с Украиной на глобальных рынках: США, Турция, Китай, Иран.

По итогам 2014 года, лидерами прироста импорта колотого грецкого ореха из Украины стали Болгария (+1471%), Вьетнам (+762%), Тайланд (+364%).

Украина входит в десятку стран-экспортеров грецкого ореха. Говоря о колотом орехе, Украина входит в топ-5 экспортеров, замыкая цепочку лидеров с результатом 80 миллионов долларов. Среди экспортеров неколотого ореха, Украина находится на 10-м месте, продавая своей продукции на сумму 6.7 миллионов долларов. Примечательно, что при измерении абсолютных объемов, Украины выходит на второе (25.3 тысяч тон) и шестое (5.7 тысяч тон), соответственно.

До 2009 года основной объем экспорта неколотых орехов из Украины приходился на Турцию, которая в данном сегменте является основным конкурентом. Сейчас тенденция сохранилась, но появился интерес других стран к украинскому ореху.

В 2014 году Украина расширила рынки сбыта и начала экспортировать грецкие орехи в  Тайланд, а также увеличила экспорт во Францию и Ирак.

Украина экспортирует орех как колотый, так и неколотый, но приоритетным направлением остается экспорт колотого ореха.

Принявшие в опросе аналитики отметили, что цена на орехи имеет тенденцию к стабильному росту, при этом в определенные годы наблюдаются небольшие флуктуации в сторону снижения.

За последнее десятилетие, в мире среднегодовой рост цены на неколотый орех находился на уровне 8%. Резкий скачек наблюдался в 2008 году, когда уровень цен поднялся на 20%. Однако, в 2009 году ситуация нормализовалась, и цена упала на 15%.

Темпы роста стоимости колотого ореха также демонстрируют стабильный рост - 10%, что в 2014 году позволило достигнуть впечатляющей цифры 9 160 долларов США за тонну (для сравнения, в 2005 году цена не превышала 4 000 долларов).

Наблюдаемый показатель роста достигнут в первую очередь за счет резкого скачка в 2011 году (39.5%). Крупнейший обвал цен наблюдался в 2009 году (18%).

Качество продукции и размера партии служат главными ценообразующими факторами для данной категории товара.

По данным за 2014 год, цена за тонну колотого ореха колеблется в диапазоне 1 – 14 тыс.у.е., среднемировая – 9 тыс. у.е.

Средняя цена автомобильной контейнерной партии может доходить до 200 000 тыс.дол.

Анализируя страны-лидеры экспорта грецкого ореха в США и Турцию (и основных конкурентов Украины в этом сегменте), можно проследить увеличение объемов производства и, соответственно, увеличение количества продаж и расширение рынков сбыта товара.

Каждая из стран использует разные методы в развитии данного сегмента, но все они в итоге, ведут к положительному результату.

В США, например, выращивание грецкого ореха, производится в промышленных масштабах на специализированных фермах. А также идет постоянное увеличение объемов производства и площадей, отведенных под эту культуру.

«Эффект достигается за счет стабильного роста цены (в период 2010-2014 среднегодовой рост цены на оба вида ореха превысил 11%;) и объемов экспорта (в среднем более 3% в год за предыдущие 5 лет в каждой из категорий)», - уточняет Сергей Карандин, специалист в области международной кооперации в торговле и строительстве.

Турция  увеличивает объем производства и площадей за счет импорта  неколотых орехов, их дальнейшей обработки и экспорта в колотом виде, фактически реэкспортируя товар. Турция является одним из крупнейших закупщиков неколотого ореха (4 место в мире, 11% от общего мирового импорта). Более половины общего объема поставки идет из США. Как следствие, растут объемов производства и экспорта колотого ореха.

Эксперты отмечают, что Украина теряет свои позиции в данном направлении.

Основными причинами этому являются:

1. Отсутствие специально отведенных территорий для выращивания грецкого ореха в  промышленных масштабах. Размер урожая составляет примерно 60 тыс. тонн в год.  На данный момент -  это фактически бизнес перекупки ореха у населения и его дальнейшая обработка.

2. Ручная обработка ореха, что влияет на качество и объемы производства.

3. Вход на рынок усложнен качеством ореха. Из-за способа сбора и обработки, украинскому ореху сложно конкурировать с лидерами рынка.

4. Из-за сложной процедуры оформления товара и отправки его на экспорт, у компаний-экспортеров возникают сложности в логистике свой продукции за границу.

5. В этом сегменте  тяжело идет замена поставщика. Продукт дорогой и импортеры предпочитают покупать товар по налаженным связям.

Но перспективы для развития в этой сфере  в Украине все же есть.

«В мире на грецкий орех высокая цена (и продолжающая расти), что делает его привлекательным для капиталовложений. А Украина ориентирована на увеличение объемов производства аграрной продукции и вывод ее на мировой рынок товаров»,- отмечает Сергей Карандин.

Для создания конкурентного продукта нужно принять меры по усовершенствованию процесса на всех его этапах, начиная от  выделения  производственных мощностей для выращивания, сбора и обработки грецкого ореха, автоматизации производства, контроля качества экспортируемой продукции и заканчивая решением вопросов транспортировки товара за границу.