В каком порядке производится возмещение перевозчиком ущерба при порче груза?

Вопрос: В процессе международной перевозки произошла порча груза по причине выхода из строя холодильного оборудования перевозчика. Может ли перевозчик избежать ответственности за порчу продукции? Если нет, то в каком объеме он должен возместить убытки?

Ответ. Вопросы ответственности по договору в вашем случае регулируются, в основном, нормами КДПГ - Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (1956). Особые требования к автомобилю и режиму перевозки определяются Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. В этом Соглашении определены требования к транспортным средствам и температурному режиму перевозок.

Ответственность за утерю, порчу, повреждение груза с момента принятия к перевозке до момента передачи грузополучателю несет перевозчик, если он не сможет доказать, что в этом нет его вины. В соответствии с п.2 ст.17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если утрата груза, его повреждение произошли вследствие действий или недосмотра истца (грузоотправителя, грузополучателя), вследствие обстоятельств, предотвратить которые перевозчик не мог. В соответствии с п.3 ст.17 Конвенции перевозчик не освобождается от ответственности по причине неисправности транспортного средства. При условии соблюдения вышеизложенных условий перевозчик освобождается от ответственности при наступлении особого риска, связанного, например, с таким обстоятельством, как природные свойства некоторых грузов, в том числе грузов, которые портятся, гниют. Но перевозчик, по общему правилу, не может ссылаться на особенные свойства груза, если перевозка осуществлялась транспортным средством, специально оборудованным для предотвращения попадания груза под действие тепла, холода, изменения температуры и т.д. (п.4 ст.17 КДПГ). Тем не менее, перевозчик может быть  освобожден от ответственности, если докажет, что он выполнил все меры относительно выбора, обслуживания и использования данного оборудования. 

Сумма возмещения определяется исходя из размера убытков. В данном случае основная сумма убытка – стоимость груза. Стоимость груза определяется на момент погрузки (п.1. ст.23 КДПГ). Дополнительно компенсируется стоимость перевозки, пошлины и другие платежи, связанные с перевозкой груза. Другие убытки возмещению не подлежат (п.4 ст.23 Конвенции). С момента выставления претензии или предъявления иска истец вправе насчитывать проценты за компенсацию в размере 5 процентов годовых. 

Размер возмещаемого ущерба можно уменьшить, если договориться с потерпевшей стороной. Для этого достаточно подписать соглашение в простой письменной форме. Не рекомендуем в таком соглашении признавать свою вину, лучше ограничиться нейтральными фразами о «признании сторонами обоюдной ответственности за происшествие», «добровольном желании каждой из сторон принять на себя часть убытков». Также необходимо обязательно указать окончательный размер возмещения ущерба со стороны перевозчика, гарантии неприменения собственником груза, грузоотправителем, заказчиком мер ответственности вне этого соглашения. Возмещать убытки не обязательно деньгами. По договоренности сторон можно выбрать другой способ возмещения, например, согласовать определенный объем услуг по перевозке грузов или других услуг в качестве компенсации.  

Перед тем, как соглашаться на возмещение ущерба и определять его сумму, поинтересуйтесь, производились ли страховые возмещения, возможен ли иск страховой компании к перевозчику. Также рекомендуем удостовериться, что экспедитор (при наличии его в цепочке заказов) не производил никаких возмещений, т.к. в случае возмещения ущерба клиенту такой экспедитор может обратиться с претензией или иском к перевозчику.   

Источник: kievbusinesscentre.com.ua