Транспорт Николаевской области

В Николаевской области функционирует мощная транспортная система, в состав которой входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный и трубопроводный транспорт.

Область с давних времен является одним из важных центров международных экономических и транспортных связей. Через территорию области проходят международные транспортные коридоры

  • Евроазийский транспортный коридор ЕАТК: Одесса-Николаев-Херсон-Джанкой-Керчь; 
  • Черноморского экономического сотрудничества М14: Рени-Измаил-Одесса-Николаев-Херсон-Мелитополь-Бердянск-Мариуполь-Новоазовск;
  • Балтийское море - Черное море. 

Важную роль в междугородных и внутриобластных перевозках играет автомобильный транспорт. 

Николаев связан автодорогой Р-06 с автомагистралью М-05 в районе г.Умань, имеющей выход на Люблин-Варшаву-Гданьск (Польша). Протяженность пути Гданьск- Николаев составляет-1530 км.
Через Николаев проходит автомагистраль М-14 (Рени - Ростов-на-Дону), связанная через автомагистраль М-05 (Одесса-Киев-Гомель) с автомагистралью М-18 (Симферополь-Харьков-Москва). 
Длина автомобильных путей общего пользования составляет 4800 км, из них 4773 км - с твердым покрытием (99,4% общей длины). Кроме того, на балансе предприятий и организаций находится 7556,1 км ведомственных дорог, из которых 76,1% - с твердым покрытием. 
Кроме того, в областном центре перевозки пассажиров осуществляется городским электротранспортом: длина троллейбусных линий 59 км, трамвайных - 73 км. 
 
В состав железнодорожного транспорта входят локомотивное и вагонное депо, железнодорожные станции Николаев-грузовой, Жовтневая, Кульбакино, Прибужская, Гороховка, парк-станции "Николаев- рудный" и "Морской порт", а также Ольшанское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Эксплуатационная длиной магистралей железнодорожных путей общего пользования составляет 720 км, из них 37% - электрифицированных. 
Мощность железнодорожного узла “Николаев” по переработке грузов - 800 вагонов в сутки.  Операции по обработке контейнеров осуществляются круглосуточно.
Благодаря наличию разветвленной железнодорожной сети, которая имеет подходы к портам, терминалам и крупным промышленным предприятиям, Николаевская область имеет широкие возможности для приема, переработки, доставки грузов, организации транзитных перевозок. 
Железнодорожный вокзал в г.Николаеве обеспечивает взаимосвязь области с другими регионами Украины, в том числе по направлению на Киев, Одессу, Харьков, Крым, Донецко-Приднепровский регион, а через них – международное сообщение с другими странами. 
 
Водный транспорт представлен 4 морскими портами и 1 речным, а также рядом частных терминалов. 
 
Акватории портов соединяется с морем через Бугско-днепровский лиманский канал. Канал начинается у острова Березань и тянется на 44 мили до порта Николаев. Канал состоит из 13 колен, 6 из них проходят по Днепровскому лиману, а остальные - по реке Южный Буг. Ширина канала 100 м, глубина - 10,5 м. Навигация круглогодичная. Проводки судов осуществляет ГП "Дельта-Лоцман".

Зона ответственности ГП «Дельта-лоцман» простирается на сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе. На балансе у предприятия находится Бугско-Днепровско-Лиманский (БДЛК) и Херсонский морской (ХМК) каналы. Располагает собственным специализированным флотом и является членом Европейской ассоциации морских лоцманов. На базе «Дельта-лоцман» функционирует современный отраслевой тренажерный центр по подготовке и переподготовке морских лоцманов и лоцманов-операторов регулирования движения судов (РДС). Центр оборудован комплексом навигационного оборудования фирмы «Транзас». 
 
Николаевский морской торговый порт основан в 1798 году и входит в пятерку крупнейших портов Украины. Расположен в городе Николаеве у левого берега излучины реки Южный Буг, в 35 км вверх по течению от места впадения реки в Днепровский лиман. Порт соединен с морем Бугско-Днепровско-Лиманским каналом. Проход по подходному каналу судна длиной более 187 м осуществляется буксирным обеспечением. 
Территория порта 94,0 га, акватория - 225,0 га. Допустимая осадка у причалов 10,3 м (в пресной воде). 
Расчетный грузооборот порта - 9 млн. тонн на год. В целом это экспортно-импортные грузы. В экспорте основное место занимают химические удобрения, металлоконструкции, трубы, хлопок и другие грузы, в импорте - продовольственные товары. 
В порту 14 причалов, которые имеют железнодорожные подъездные пути. Площадь закрытых складов - 42,9 тыс.кв.м, открытых - 197,3 тыс.кв.м. Порт обеспечен современными перегрузочными механизмами: портальными кранами, авто- и электропогрузочными механизмами. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются круглосуточно.

Рядом расположен морской терминал ООО "Эвери", занимающийся перевалкой растительных масел и мелассы. Перевалка грузов на суда осуществляется на причалах Николаевского морского порта. Мощности терминала позволяют перевалить до 350 тыс.тонн мелассы и 700 тыс.тонн растительного масла в год. 
 
ООО «Порт Очаков» расположен на правом берегу Днепровского лимана в промышленной зоне г.Очаков с 4 причалами глубиной 6,35 м каждый и длиной 178 м, 160 м, 140 м и 50 м. Действующий порт предназначен для обработки грузовых и грузо-пассажирских, а также паромных судов. Терминал для приема судов типа «РО-РО» имеет аппарель. 
 
Днепро-Бугский морской торговый порт создан в 1978 году в составе Николаевского глиноземного завода. Сегодня Днепро-Бугский морской торговый порт входит в состав Николаевского морского порта и специализируется на переработке бокситов для ООО "НГЗ". Расположен на левом берегу Бугского лимана в районе Русской косы, в 10 км к югу от г. Николаева. Площадь акватории - 135 га. Площадь территории - 25 га. Порт имеет 5 причалов длиной 810 м: три - глубоководных, для выгрузки бокситов, и два мелководных.  На территории ДБМТП расположен комплекс по перевалке пищевых масел и мелассы ООО "Терминал-Укрпищесбытсырьё". 
 
Специализированый морской порт "Октябрьск" был основан в 1965 году. Расположен на левом берегу Бугско-днепровского лимана, на расстоянии 35 миль от моря, 25 км от г.Николаева. Порт имеет 7 глубоководных причалов общей длиной 1,9 км и специализируется на переработке техники, металлов, оборудования, грузов в ящиках, пакетах, контейнерах и других генеральных грузов. Порт оснащен крытыми складами общей вместимостью 40 тыс. кв.м. Площадь открытых складских площадей - 240 тыс. кв.м. Проектный объем грузопереработки составляет 1 млн. тонн генеральных грузов в год. 
 
Николаевский речной порт основан в 1882 году. Филиал "Николаевский речной порт" АСК "Укрречфлот" включает грузовой район и пассажирский участок, мастерские по ремонту флота и оборудования. Грузовой район речного порта расположен в Николаеве, у левого берега излучины реки Южный Буг, в 40 км вверх по течению от места впадения реки в Днепровский лиман. Речной порт имеет 7 грузовых причалов длиной 858 погонных метров, общая площадь открытых складских площадок - 46,6 тысяч квадратных метров. Имеется крытый склад площадью 729 квадратных метров. Мощность порта по переработке грузов составляет 6 млн. тонн на год, в т.ч. местных материалов - 3 млн. тонн на год. 
На территории порта расположен зерноперегрузочный комплекс общей емкостью более 100 т.т. В состав пассажирского участка входит речной вокзал (площадью 1966 кв.м, рассчитанный на 300 пассажиров) и 28 пассажирских причалов общей длиной 750 погонных метров (7 причалов длиной 400 погонных метров при речном вокзале). 
 
Зерноперегрузочный терминал СП "НИБУЛОН" создан в 2003 г. 
Основные характеристики терминала:
- возможность отгрузки до 20 тысяч тонн зерна в сутки;
- уникальная технология высококачественного хранения зерна;
- современная конвейерно-транспортная система;
- автоматизированные системы управления грузопотоками, компьютеризированный весовой комплекс с электронными весами;
- суммарная производительность одновременного приема сельхозпродукции на терминале  90 железнодорожных вагонов и 700 автомобилей;
- 2 купола-зернохранилища емкостью по 50 тыс. тонн зерна и диаметром по 64 м каждый;
- дополнительный комплекс зернохранилищ общей емкостью 22 тыс. тонн включает 4 зернохранилища объемом по 5,5 тыс. тонн каждое;
- причал длиной 352 м, что позволяет производить погрузку двух теплоходов одновременно.
 
Терминал "Ника-Тера" - первый частный морской порт Украины. ЗАО "Николаевский калийный терминал "Ника-Тера" расположен в г.Николаеве, на левом берегу Днепро-Бугского лимана. Порт имеет 7 причалов общей длиной более 1300 м, собственный железнодорожный комплекс.  Рассчитан на перегрузку 7 млн.т удобрений, зерновых и генеральных грузов в год. 
 
Авиационный транспорт представлен двумя аэропортами и базирующимися на них аэрокомпаниями. 
 
Коммунальное предприятие "Международный аэропорт "Николаев" входит в число самых крупных и наиболее технически оборудованных аэропортов юга Украины. Аэропорт класса "В" имеет современную взлетно-посадочную полосу 2550х44 м, способную принимать воздушные суда посадочным весом 220 тонн и разместить 8 самолетов типа "ИЛ-76", оснащенный радиотехническим, светотехникой и навигационным оборудованием.  
 
Аэродром "Кульбакино" - 1-го класса, первой категории радиобредовой системы (расстояние радиолокационного контроля за полетами самолетов 300 км), оснащенный бетонной взлетно-посадочной полосой 3250х80 м и толщиной покрытия 44 см, способную принимать воздушные суда посадочным весом 200 тонн. Наличное количество специального автотранспорта позволяет готовить к вылету одновременно до 6 самолетов типу Ил-76. 
 
Географическое положение Николаевского транспортного узла на пути транспортировки грузов с запада на восток обуславливает его роль как интермодального центра с экономически выгодными схемами движения грузовых потоков.
 
Трубопроводный транспорт в области представляет Николаевское управление магистрального амиакопроводу "Укрхимтрансамиак", которое осуществляет транзит жидкого аммиака по территории Украины с октября 1979 года. Длина магистрального трубопровода 444 км. Имеет возможность для транспортировки жидкого аммиака до 3000 тыс. тонн на год.